Раннехристианский монастырь в греческих Салониках. От всех монастырских построек сегодня сохранился только главный храм — церковь Святого Давида, построенная в V-VI веках, архитектурный комплекс бывшего монастыря Латому внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторасположение: Салоники, Центральная Македония.
Географические координаты: 40°38′30″ с. ш., 22°57′08″ в. д.

Мозаика алтаря монастырской церкви Святого Давида

Мозаика алтаря монастырской церкви Святого Давида

Центральная монастырская церковь была возведена на месте древнеримской бани и первоначально была посвящена Христу Спасителю. По легенде, это произошло по воле Феодоры, дочери византийского императора Максимиана. Она была тайной христианкой и попросила отца построить для нее баню, где уже сама устроила себе место для богослужений — нишу с мозаикой в виде Христа. Этот секретный храм позже был перестроен, и историческую мозаику обнаружили только в IX веке.

После мученической смерти Феодоры церковь стала кафоликоном — главным храмом византийского монастыря Латому. В этот период церковь была украшена богатой фресковой росписью и мозаичными панно.

В 1430 году, после турецкого завоевания, храм был обращен в мечеть, а его фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки. В 1921 году храм вновь отошел православной церкви, но уже под именем Святого Давида. С 1988 года церковь включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура церкви демонстрирует переходный этап от обычной базилики к крестово-купольному храму. В центре здания, где арки образуют крест, помещен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В настоящее время церковь требует реставрационных работ — еще в годы турецкого владычества храм сильно пострадал и даже был частично разрушен.

Особую ценность строению придают сохранившиеся в нем мозаики и фрески. Главное сокровище — мозаика, изготовленная по заказу мученицы Феодоры, где изображена фигура молодого Христа, держащего свиток со словами: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!». По углам от него расположены символические изображения евангелистов в виде реалистичных зверей.

Фресковая роспись представлена сюжетами, написанными в XII веке. Особенно ценна фреска «Купание Христа», где изображена повивальная бабка Саломея, купающая новорожденного Христа. Также заслуживает внимания фреска «Рождество Христово».