Главный храм Афинского Акрополя, посвященный покровительнице всей Аттики — богине Афине. Парфенон был построен во времена правления Перикла в 447-438 годах до н. э. древнегреческим архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен скульптором Фидием. Храм считается самым важным памятником классической Греции, символом афинской демократии, кульминацией развития дорического ордера, высочайшим достижением греческой скульптуры. В настоящее время Парфенон пребывает в полуразрушенном состоянии, и в нем ведутся реставрационные работы.

Месторасположение: Акрополь, Афины, периферия Аттика.
Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.

До Парфенона в Акрополе уже существовал храм в честь богини Афины, однако, он был разрушен в результате греко-персидских войн. В эпоху правления Перикла, когда Афины переживали период своего наивысшего расцвета, было принято решение возвести новый храм, более величественный и роскошный, чем все его предшественники.

Для строительства Парфенона были выделены огромные деньги и привлечены лучшие архитекторы, зодчие и скульпторы. За работами лично наблюдал сам Перикл, а о ходе строительства и понесенных затратах регулярно публиковались отчеты для афинских горожан. В общей сложности на создание храма ушло почти 10 лет, но скульптурная отделка продолжалась еще несколько лет уже после его освящения.

Конструкция и планировка Парфенона были продуманы до мелочей и представляли собой настоящее произведение архитектурного искусства. Здание (дорический периптер с элементами ионического ордера) стояло на мраморных ступенях размерами 69,5 на 30,9 метров и высотой около 1,5 метров. Храм имел по 8 фасадных колонн и по 17 боковых (высотой 10,4 метра и диаметром почти 2 метра), сверху он был покрыт черепичной кровлей. Внутри располагалось несколько помещений, также оформленных колоннами, а в центральном нефе стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос, сделанная из золота и слоновой кости. В Парфеноне не только хранились дары, поднесенные богине Афине, но, как и в большинстве греческих храмов, располагалась казна — в данном случае всего Делосского союза, а также размещался государственный архив.

Храм был построен из пентелийского мрамора, который имеет белый цвет во время добычи, но желтеет под воздействием солнечных лучей. Поэтому, из-за многовекового неравномерного облучения, северная сторона здания сегодня почти серая, а южная имеет золотисто-желтоватый окрас. Кладка осуществлялась полностью сухим способом, без раствора. Блоки тщательно обтачивались по краям и подгонялись друг к другу. Роль скрепляющей арматуры играли железные штыри и скобы.

Богатая скульптурная отделка храма состояла из метопов внешнего фриза, ионического внутреннего фриза, гигантских скульптур на фронтонах и уже упомянутой статуи Афины внутри сооружения. Скульптурную отделку дополняли бронзовые венки и цветная окраска стен.

Парфенон в течение тысячи лет оставался храмом богини Афины, но в V веке при патриархе Павле III Константинопольском, на волне борьбы с языческими культами, греческий храм был перестроен в христианский — в честь Святой Софии. Для этого в нем оборудовали алтарь и пристроили апсиду. Позже, в Византийской империи храм был известен уже как православный кафедральный Собор Пресвятой Богородицы. В XIII веке Парфенон некоторое время использовался как католический Собор Афинской Богоматери.

В 1458 году Афины были завоеваны Османской империей, и Парфенон почти сразу же превратили в мечеть, сделав из колокольни минарет и заменив христианское убранство храма. Однако, турки внесли в конструкцию здания лишь минимальные изменения, гораздо меньшие, чем сделали христиане в Парфеноне за предшествующую тысячу лет, они даже оставили в мечети многие христианские фрески и иконы.

Но самое сокрушительное, в прямом смысле этого слова, воздействие Парфенон пережил в XVII веке, когда во время турецко-венецианской войны в 1687 году его обстреляли из пушек — в результате пороховой склад в храме взорвался, и Парфенон был сильно поврежден и даже частично разрушен. Именно с этого времени храм перешел в состояние руин, в котором он находится и по сей день.

Перестав быть действующим храмом, Парфенон все сильнее ветшал и разрушался. Его растаскивали на строительные материалы, а охотники за культурными древностями разобрали почти всю оставшуюся скульптуру по частным и музейным коллекциям. Наиболее значительную часть экспонатов в XIX веке вывез британский посол лорд Элджин, эти скульптуры до сих пор являются предметом спора между Грецией и Великобританией.

28 августа 1834 года Парфенон был официально провозглашен памятником античного наследия. С этого времени храм стал постепенно исследоваться и восстанавливаться после многовековых разрушений. Были демонтированы все поздние изменения, и храму стали возвращать первозданный вид. Причем, было принято решение, сохранить в отреставрированном Парфеноне некоторые элементы христианской эпохи, а также следы от венецианских ядер, оставшиеся со дня разрушения храма.

Интересные факты:

  • Уникальная особенность Парфенона — это намеренно сделанная кривизна всех линий конструкции и колонн, чтобы избавиться от особенностей человеческого зрения и искажений перспективы. В результате, хотя храм не содержит ни одной прямой плоскости, визуально он кажется идеально ровным и прямолинейным.
  • Статуя Афины Парфенос работы Фидия, установленная в Парфеноне после его строительства, никогда не являлась предметом религиозного культа. Перикл считал ее золотым запасом города — она вмещала сорок талантов чистого золота, и весь драгоценный металл был съемным.
  • В США, в городе Нэшвилл (штат Теннесси), в 1897 году была построена полномасштабная копия Парфенона, американский Парфенон располагается в центре большого парка и служит картинной галереей и местом для постановки древнегреческих трагедий.
  • В 1993 году в Японии открылся парк Tobu World Square, где выставлены мировые архитектурные достопримечательности. Копия Парфенона является единственным греческим сооружением, представленным в этом парке.